«Большая детская энциклопедия»

Обучение дошкольника » Развиваем навыки чтения

Развиваем навыки чтения

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок. Если ребенок, умея читать, делает это очень медленно, пропускает и заменяет буквы, искажает слова, проглатывает окончания и с трудом понимает смысл, надо бить тревогу. Необходимо обратиться за помощью к логопеду, который установит причины нарушений и поможет их скорректировать. Но лучше предупредить эти проблемы заранее.

Навык чтения включает в себя техническую сторону - скорость, способ чтения, его правильность, и смысловую сторону - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.

Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

  1. нарушения артикуляции;
  2. малое поле зрения;
  3. низкий уровень развития внимания и памяти;
  4. недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
  5. нарушения пространственных представлений у малыша.

С помощью этих упражнений можно помочь ребенку успешно овладеть чтением и предупредить различные нарушения.

1. Тренируем артикуляцию

Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения.
Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Ры-ры-ры - мы спускаемся с горы.
Са-са-са - прилетела в сад оса.
Иван-болван молоко болтал.
Болтал, болтал, да не выболтал.
Трут морковь на терке
Рае и Егорке.
Сплетница-сорока для гостей
Сочинила много всяких новостей.

2. Расширяем поле зрения

Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.

"Что вокруг?"
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите, глядя на нее, назвать видимые справа и слева от малыша предметы.

"Цифровая таблица" (размер 15*15)
Положите таблицу перед глазами ребенка, попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит. Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.

1
24
15
8
2
23
11
9
4
3
17
6
16
21
22
5
18
7
13
10
14
19
20
12

3. Развиваем внимание и память

Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативной работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.

"Запомни, нарисуй"
В течении 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, "РПНТ", "СТЛШГ", "ДОМ" и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.

"Слушай внимательно"
Скажите ребенкку, что вы дадите ему задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: "Пиши!" Пример задания: "У меня есть два чисала - 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!" Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.

"Перепутанные линии"
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша - проследить глазами каждую линию слева направо и вконце поставить ее номер.

"Фигуры из спичек" (развитие зрительной памяти)
Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали, и выложит из них то, что он запомнил.

"Сколько ты запомнишь?"
Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.

4. Развиваем речь и слух

Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку.
Особое внимание уделите фонематическому слуху. Здесь вам пригодятся такие игры.

"Назови слово"
Придумывайте слова на определенные буквы ("А, "К", "Т", "З" и т.д.) Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.

"Поймай звук"
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву "К" в словах, которые вы ему называете.

"Придумай новое слово"
В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например:
"ДЫМ-ДОМ", "КОТ-КИТ", "РУКИ-РАКИ", "СТАЛ-СПАЛ".

"Подбери слово"
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?".
Яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
Зима (какая?) - снежная, лютая, морозная, промозглая.
Дом (какой?) - высотный, кирпичный, низкий, разрушенный.

"Один - много"
Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки.
Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами "один-много".
Например, один человек - много людей, одна скамейка - много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя заменить, например, "пальто", "пианино".

"Придумай предложение"
Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: "холодное лето", "колючий куст", "смешной котенок", "веселая поездка", "длинный поезд".

"Закончи фразу"
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец.
В саду растут ли...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
В корзине много гри...

5. Ориентировка в пространстве

Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где "право - лево", "верх - низ" не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги.
Упражнения, помогающие развить пространственное мышление:

"Найди точку"
Попросите млыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.

"Возьми предмет"
Из разложенных перед ребенком игрушек он дожен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.

"Накрой ладошкой"
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.

"Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек - захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы "Н", получилась буква "П".

"Графические диктанты"
Важно выучить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны.
Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по вашей команде: "Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, одна вниз".
Дальше пусть малыш продолжит узордо конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра - всегда интересно знать, что же "за зверь" получится в результате.

Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны вызывать интерес и проходить в игровой форме. Пусть ему будет весело и интересно, и тогда вы со временем воспитаете настоящего книгочея!

 

Анна Шибанова, психолог и логопед

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
10Pcs/Pack Baby Kids палец животных образовательных История игрушек куклы ткань плюш

191,37 руб.
End Date: 15.12 11:40
Buy It Now for only: US 191,37 руб.
Buy it now |
5 шт. детские игрушки мягкие интерактивные куклы-младенцы игрушка мини-кукла для девочек милый подарок Sa

93,33 руб.
End Date: 28.11 20:01
Buy It Now for only: US 93,33 руб.
Buy it now |
Фрукты и овощи мягкие плюшевые игрушки добра банды, мягкая плюшевая мягкая подушка кукла

527,83 руб.
End Date: 01.12 11:16
Buy It Now for only: US 527,83 руб.
Buy it now |
Детский пазл перфорированная плита 296 колышков ранние образовательные игрушки творческий подарок игрушка

153,76 руб.
End Date: 03.12 11:24
Buy It Now for only: US 153,76 руб.
Buy it now |
Новый смешной палец игрушка для ребенка обезьяна мини электронный интерактивный питомец куклы детский подарок

414,96 руб.
End Date: 21.11 20:43
Buy It Now for only: US 414,96 руб.
Buy it now |
Магия динозавр яйца для детей образовательных добавить воды выращивания динозавр игрушки подарки

147,05 руб.
End Date: 14.12 14:51
Buy It Now for only: US 147,05 руб.
Buy it now |
Образовательные игрушки 3D самодельный пазл обогащает Растения против Зомби игрушка для детей

151,74 руб.
End Date: 27.11 04:59
Buy It Now for only: US 151,74 руб.
Buy it now |
2012 Copyright © Igrasya.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования